Неважно, запускаете ли вы свой первый продукт или внедряете новое решение в существующий бизнес — всё начинается с идеи. Но для того чтобы запуск оправдал ваши вложения, предстоит ещё немало работы. В сегодняшней статье расскажем об основных этапах выхода на рынок, которые предстоит пройти предпринимателю, чтобы запустить востребованный и конкурентоспособный продукт. Вместе с Екатериной Балыбиной, руководителем направления продуктового маркетинга, разберёмся, с чего начать, как генерировать идеи и прийти к масштабированию.
Пожалуй, самый ответственный и сложный этап — это генерация идей. На этом этапе нужно представить, каким будет продукт, какие проблемы он будет решать и кто готов его купить. Для этого ответьте на вопросы:
Какая у него цель и ключевые функции?
Кто его целевая аудитория, какие у неё проблемы и как он сможет их решить?
Как продукт улучшит внутренние бизнес-процессы?
Есть ли у потенциальных клиентов альтернативные варианты решения проблемы? Чем ваш продукт отличается от аналогичных предложений конкурентов?
Как его запускать и продвигать? Какими будут критерии успеха продукта, а что может помешать запуску?
Сгруппируйте все идеи и мысли в один документ, чтобы у каждого участника было единое представление о продукте. Это будет его «нулевым» описанием. Постарайтесь описать как можно больше деталей о самом продукте, потенциальных клиентах, конкурентах, преимуществах и пользе для бизнеса. Например, кроме основных сегментов целевой аудитории, расскажите о самом узком её сегменте — позже это можно использовать для развития.
С новым продуктом можно выйти на уже существующий рынок, сформировать новый или занять его узкую нишу.
Внедряя продукт на уже существующий рынок, необходимо провести глубокий анализ конкурентов и выявить, что они предлагают для решения проблем целевой аудитории. Также во время исследования можно отметить успешные решения и определить свои конкурентные преимущества.
Если продукт формирует новый рынок, то у него нет конкурентов — он уникален. Однако за этим следуют некоторые сложности: целевая аудитория и рынок не известны. Только путём проб и собственных ошибок получится найти своего потребителя.
Чтобы вывести продукт, формирующий новый сегмент аудитории, следует провести конкурентный анализ и найти потребности потенциальных клиентов, которые не могут удовлетворить ваши конкуренты.
Учитывая новую информацию о рынке и конкурентах, нужно скорректировать «нулевое» описание продукта, например, дополнить информацию о конкурентных преимуществах или отметить потребности потенциальных клиентов, которые вы выявили.
С первого этапа — идей и «нулевого» описания — вы строили гипотезы о продукте, аудитории, конкурентах и рынке. Теперь предстоит проверить эти предположения, чтобы подтвердить или опровергнуть их. Для этого рекомендуем провести CustDev — интервью с вашей целевой аудиторией, потенциальными и действующими клиентами, и теми, кто отказался от покупки.
О том, что CustDev и как он проводится можно прочитать в нашей статье.
Когда предположения о рынке, целевой аудитории, её проблемах и потребностях подтверждены, можно сформировать MVP — минимально жизнеспособный продукт. В нём группируются функции, которых будет достаточно для решения основных задач будущих потребителей.
Продумайте, как будете отслеживать показатели эффективности, и какими будут метрики для оценки работы первой версии продукта. С предварительной версией вы можете выходить на коммерческий рынок.
Первые тестовые продажи покажут, есть ли реальная потребность в вашем продукте на рынке и интересен ли он целевой аудитории.
Сразу после релиза продукта целевая аудитория начнёт его тестировать и давать обратную связь. Вопросы, замечания и идеи клиентов — основа для будущего улучшения и развития вашего продукта, поэтому уделите им особенное внимание. На основе обратной связи постарайтесь сформулировать список того, что не было учтено в разработке продукта. Таким образом вы получите реальные отзывы пользователей, выявите ошибки и подчеркнёте свежие и актуальные идеи.
После запуска необходимо измерить результат по выбранным метрикам, чтобы оценить его успех. Проанализируйте показатели, чтобы понять, что пошло не по плану и как можно это исправить.
Когда MVP сработал и начал приносить стабильный положительный результат, можно переходить к развитию и масштабированию. Придётся пройти каждый этап сначала: построение гипотез и генерация идей, доработка описания продукта, проверка предположений и внедрение на рынок. Этот этап бесконечен — улучшать и развивать продукт можно сколько угодно.
Чтобы вывести на рынок востребованный продукт, придерживайтесь пошагового плана и постарайтесь не упустить ни одной детали. Надеемся, статья поможет вам запустить продукт и прийти к масштабированию. А мы всегда готовы помочь безошибочно пройти все этапы: проанализируем целевую аудиторию и конкурентов, проведём CustDev, поможем с разработкой и продвижением. Для этого записывайтесь на консультации в форме ниже.Спасибо за ваше обращение!
Наш менеджер вскоре с вами свяжется