Не будь веб-аналитики, не было бы и контекстной рекламы. А без контекстной рекламы уже невозможно себе представить развитие современного бизнеса.
Агентство «R-брокер» занимается интернет-рекламой с 2004 года и активно делится с новичками своим опытом. В этой статье мы расскажем о том, как работает веб-аналитика и чем она может быть вам полезна. А также объясним, почему на сайте необходимо устанавливать оба счетчика — Яндекс.Метрики и Google Analytics.
Представьте, что мы в офлайн-магазине и нас интересует, сколько покупателей было сегодня в зале. Если мы спросим об этом продавцов, скорее всего, каждый из них даст нам какой-то свой вариант ответа. Это говорит о том, что полагаться на чье-то внимание в таких вопросах нельзя и точные подсчеты лучше доверить машине. Например, установить при входе в магазин счетчик или просмотреть записи с камеры наблюдения.
По принципу такого счетчика и работает веб-аналитика.
Человек заходит на сайт, что-то листает, куда-то кликает, что-то скроллит, покидает сайт… Система понимает, что именно человек делает. Она записывает каждый сигнал, каждое действие, всю историю браузера и все поисковые запросы. И на основании этого рисует портрет пользователя: его пол, примерный возраст, семейное положение и даже уровень дохода. А также составляет длинный перечень его интересов.
Хотите узнать, кем вас считает Google? Зайдите на страницу Настроек персональных предпочтений и полюбопытствуйте. Такое досье у Google есть на каждого.
Аналитика избавляет вас от неопределенности. Вы всегда будете знать, что происходит с вашим сайтом. Вы сможете увидеть, что конверсии на сайте, например, выросли в три раза, и определить, почему именно это произошло: может быть, клиентов привлекли статьи из блога или хорошо сработала запущенная недавно рекламная кампания.
Аналитика дает вам портрет вашего клиента. Вам становятся известны основные характеристики пользователей, совершающих конверсию (вероятность — 80 %).
Вы сможете легко сравнивать разные периоды, сегментировать отчеты в зависимости от ваших желаний. В офлайн-магазине продавцы только примерно представляют, насколько увеличивается приток покупателей в тот или иной сезон или перед каким-либо праздником. А веб-аналитика дает точную информацию, причем ежедневно.
В конечном итоге аналитика нужна для того, чтобы совершенствовать свой сайт, свои рекламные кампании, точнее настраивать их на целевую аудиторию и тем самым увеличивать количество конверсий.
Яндекс.Метрика и Google Analytics — это два кита веб-аналитики. Почему на сайте стоит установить оба счетчика? Почему нельзя обойтись одним?
Код счетчика Яндекс.Метрики
Код счетчика Google Analytics
Дело в том, что эти две системы сильно отличаются друг от друга. Рассмотрим основные параметры их отличий.
В Яндекс.Метрике отказом считается, если пользователь был на сайте меньше 15 секунд. В Google Analytics — если пользователь посетил только одну страницу сайта.
Если у вас одностраничный лендинг, предпочтительнее смотреть процент отказов в Яндекс.Метрике. Потому что, видя в Google Analytics 100 % отказов, вы можете подумать, что допустили какую-то ошибку — например, ведете рекламу по неверной ссылке и т. п. Но ведь если у вас всего одна страница, пользователю просто некуда переходить.
Если же страниц много, тогда статистику необходимо смотреть и в Яндекс.Метрике, и в Google Analytics, делая выводы на основании данных из обеих систем.
У каждой из систем своя терминология относительно уровней данных.
Яндекс.Метрика различает «Просмотр страницы» и «Загрузку файла», а Google Analytics любое действие считает «Событием».
Яндекс.Метрика |
Google Analytics |
Посетитель |
Пользователь |
Визит |
Сеанс |
Просмотр страницы, Загрузка файла (hit) |
Событие |
Но это не просто разные названия одних и тех же явлений. Для разработчиков сайта разница в этих понятиях будет означать и разные действия при настройке целей.
Соответствие понятий в Яндекс.Метрике и в Google Analytics.
Это сервис Яндекса, с помощью которого в почти реальном времени (с задержкой 10 минут) можно видеть, как ведет себя пользователь, куда он кликает.
Чем это может быть полезно? Например, посетитель кликает по пустой области, потому что думает, что там расположена какая-то кнопка. Так же поступают и другие пользователи. Делаем вывод: значит, в этом месте и нужно сделать кнопку.
Это тепловая карта Яндекса, с помощью которой можно увидеть наиболее кликабельные места.
Холодные оттенки означают низкую кликабельность, теплые вплоть до красного — высокую.
Аналогичный сервис, показывающий наиболее активные ссылки.
Здесь красный цвет окрашивает меньшую кликабельность. Желтый — высокую.
Показывает, до какого момента дочитывают страницу пользователи. Если страница равномерно красная — значит, 90 % людей дочитывают ее до конца. Если цвет бледнее и бледнее к концу — значит, люди устают и не дочитывают. Бледную зону видят только 20 % посетителей.
Как использовать эту информацию? Например, у вас в конце расположена информация о какой-то скидке — и вы видите, что люди до нее не доходят. Тогда лучше поднять эту запись повыше — например, добавить слайдер на первый экран.
Показывает воронку: сколько людей из всех посетивших сайт заполняли какую-либо форму и сколько из заполнивших отправили свои данные.
В Google нет таких удобных инструментов, как вебвизор или карта кликов. Но у него есть отчеты в реальном времени.
С их помощью вы можете увидеть, сколько людей, из каких стран, какого пола и возраста находятся сейчас на сайте и какие страницы они листают. Экран вашего сайта вам не виден, информация отражается в виде таблицы.
Что такое модели атрибуций? Это способы определять, какое из действий, предшествующих конверсии, было самым главным и решающим.
Ведь чтобы попасть на ваш сайт, люди проходят определенный путь: попадают через Поиск, таргетированную рекламу или рекламу в Яндекс.Директе. В Яндекс.Метрике последний переход по умолчанию считается самым значимым — ему присваивается конверсия. Но эту модель можно менять на линейную, в которой конверсии делятся поровну между всеми площадками.
В Яндексе три модели атрибуции, а в Google — семь. Из-за этого там и там вы будете видеть разное количество конверсий.
Какую модель атрибуции выбрать? Нужно определить, какой переход для вас самый важный: первый, последний или тот, в котором пользователь задержался больше всего.
Сформулируйте конкретный вопрос. Например: почему сократилось количество заявок?
Выдвиньте гипотезу. Например: заявок мало, потому что посетители не доходят до кнопки призыва к действию.
Посмотрите отчеты, которые связаны с вашей гипотезой. Например, карту кликов и скроллинга.
Подтвердите или опровергните гипотезу — и, сделав выводы, скорректируйте работу своего сайта или своей рекламной кампании. Например, поместите кнопку призыва к действию на первый экран.
О том, как самостоятельно установить счетчики Яндекс.Метрики и Google Analytics, читайте здесь.
Если вы подтвердили гипотезу, скорректировали работу сайта и рекламной кампании, но продаж не становится больше — вы всегда можете доверить эту работу специалистам. Мы проведем аудит, выявим ошибки, оценим перспективы и предложим пути решения. Этой услугой можно воспользоваться и комплексно: она уже включена во все пакеты ведения рекламных кампаний «R-брокер».
Спасибо за ваше обращение!
Наш менеджер вскоре с вами свяжется